Техника квиллинг как средство творческого развития детей подготовительной к школе группы. Роль квиллинга в развитии детей Особенности использования техники квиллинг на уроках технологии в начальной школе

Главная / Для детей

ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Надежда»

по реализации технологии работы с бумагой в технике квиллинг.

Работу выполнила

Васина Елена Михайловна,

учитель начальных классов

Волгоград

2016

Аннотация

Представленная методическая разработка «Технология работы с бумагой в технике квиллинг» посвящена методике организации работы с бумагой в технике квиллинг.

Данные методические рекомендации призваны помочь учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования в организации внеурочной деятельности и проведении занятий по теме «Технология работы с бумагой в технике квиллинг».

Методические рекомендации апробированы на базе МОУ гимназии № 15 Советского района г. Волгограда с обучающимися 1-4 классов, а также с творческой группой учителей МОУ гимназии № 15, работающих по УМК «Начальная школа 21 века».

Настоящие рекомендации могут быть полезны всем, кто работает с детьми младшего школьного возраста. Основная аудитория, на которую рассчитана данная методическая продукция –педагоги дополнительного образования, педагоги общеобразовательных школ, вожатые, организаторы внеурочной деятельности, классные руководители.

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….4

2. История возникновения техники квиллинг …………………………………..6

3. Методика организации работы с бумагой в технике квиллинг……………..8

4. Заключение ……………………………………………………………………..14

6. Приложения……………………………………………………………………..16

Пояснительная записка

В Федеральном государственном Образовательном стандарте общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Педагогические новшества переносят акцент с усвоения знаний, умений, навыков (как основной цели образования) на развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности, на создание условий для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные, ответственные решения.

Ожидаемые результаты

от использования данной методической рекомендации для педагогов:

овладеют опытом организации занятий по реализации технологии работы с бумагой в технике квиллинг.

от использования данной методической рекомендации для учащихся:

Предметные:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

Метапредметные:

познавательные:

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

коммуникативные:

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

регулятивные:

- смогут организовать своё рабочее место, овладеют способностью понимать поставленную задачу и выполнять её.

Принципы, лежащие в основе данных методических рекомендаций:

· развитие индивидуальности каждого ребёнка;

· доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

· наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

· демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих способностей);

· научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

· «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

2. История возникновения техники квиллинг

Квиллинг – (от слова quill «птичье перо») – старинная техника обработки бумаги. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал, и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из высших слоев общества. В самых элитных школах проводились курсы по квиллингу. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга: королева Мария и царица Александра, У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии». В 1992 году был проведен первый международный фестиваль квиллинга.
В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.
В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества
В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства.

3. Методика организации занятий по работе с бумагой в технике квиллинг

А) Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть обучения, воспитания и развития ребёнка на начальной ступени общеобразовательной школы реализуется средствами разнообразной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление. Стремление к творчеству характерно для начальной школы. Ведь начальная школа – это мир детства, надежд, где почва творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Трудовое обучение в начальной школе – важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки труда должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых.

Труд-это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага. Это материал, имеющий своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Из опыта работы с младшими школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги.

В начале первого учебного года провожу с воспитанниками ряд тестов, диагностик по выявлению у них способностей к разным видам деятельности. (А.И. Савенков «Карта одарённости», тестирование «Рисунок несуществующего животного» и т.д.), знакомлю с готовыми изделиями из бумаги в технике квиллинг, с положениями о выставках, конкурсах (сроки и условия проведения). На родительских собраниях провожу опрос родителей о наклонностях ребёнка, их предпочтениях, рассказываю о программе «Волшебные завитки», с демонстрацией готовых работ в данной технике.

б) Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп). Программа кружка «Волшебные завитки» рассчитана на 4 года (с детьми начальной школы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Продолжительность занятия составляет 35 мин. Занятия проводятся два раза в месяц с сентября по май.

Количество занятий

Количество детей в группе

В месяц

В год

Учебно-тематический план занятий.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Из них

Теория

Практика

1

Вводный блок

1

1

1

1

4

-

2

Материал - бумага

2

-

-

-

2

-

3

Конструирование

5

5

5

5

5

15

4

Изготовление цветов в технике квиллинг.

3

3

3

3

2

10

5

Изготовление животных в технике квиллинг.

3

4

4

4

3

12

6

Цикл творческих работ.

1

2

2

2

-

7

7

Праздники и подготовка к ним.

2

2

2

2

-

8

Всего:

17

17

17

17

16

52

68

в) Основная техника выполнения квиллинга.

Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента, называемого «катушка», бумажных полосок шириной несколько миллиметров. Это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат, доступный каждому ребенку. Я последние четыре года использую квиллинг в работе с учащимися. Все секреты и приёмы для получения самых разнообразных форм, используемых в квиллинге, от фантазийных до строго геометрических, почти всегда начинаются с простых круговых форм. Вот этот плотный кружочек скрученный из полоски бумаги называется ролом, а уже из ролов делаются основные формы элементов квиллинга. Вот некоторые чаще всего встречаются при работе в этой технике.

Основные формы:

  • спираль - намотайте узкую полоску бумаги на спицу, сняли, взяв за оба конца, развели в стороны - получилась спираль;
  • тугая спираль - скрутите ленту и приклейте кончик, не снимая спирали с иглы, чтобы лента не раскрутилась;
  • свободная спираль - скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться;
  • капля - сделайте свободную спираль и сожмите её с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;
  • изогнутая капля - сделайте каплю и загните её уголок;
  • глаз - сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза:
  • лист - сделайте свободную спираль и сожмите её в виде глаза и загните уголки в разные стороны;
  • ромб - сделайте глаз и сожмите оба уголка, чтобы придать заготовке форму ромба;
  • треугольник - сделайте свободную спираль и сожмите её в трёх местах, чтобы получился треугольник.

г) Формы и методы занятий

- традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

групповой – организация работы в группах.

индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

и другие.

д) Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе,
– в районной библиотеке.

Различные конкурсы и выставки помогают воспитанникам демонстрировать свои достижения и осуществлять собственные творческие замыслы.

В конце освоения программы проводится итоговая аттестация воспитанников.

Цель итоговой аттестации: выявление уровня развития и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.

Итоговая аттестация проводится в форме выставочного просмотра. Форма оценки: высокий, средний, низкий уровень.

Оценка работ производится по следующим параметрам:

Количество работ,

Качество и аккуратность выполнения работ;

Соблюдение технологии выполнения;

Сложность выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения работ.

1 уровень (высокий) - все вышеназванные требования соблюдаются.

2 уровень (средний) - один или два параметра не соблюдены.

3 уровень (низкий) - не соблюдены три и более параметра.

Промежуточная аттестация направлена на освоение программного материала после каждой темы.

Формы контроля: выставки, конкурсы творческих работ.

Заключение

Определено место занятий по работе с бумагой в технике квиллинг в структуре внеурочной деятельности младших школьников;

Разработаны этапы подготовки и реализации программы «Волшебные завитки»;

Созданы условия для формирования творческой деятельности на занятиях.

Результаты диагностик, тестов и анкетирования показали, что младшие школьники:

– научились различным приемам работы с бумагой;

– знают основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– могут следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– могут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг;

– развили внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомились с искусством бумагокручения;

– овладели навыками культуры труда;

- могут организовать своё рабочее место, владеют способностью понимать поставленную задачу и выполнять её.

Результаты показывают, что дети с удовольствием посещают занятия кружка «Волшебные завитки», принимают участие в классных, общешкольных, районных мероприятиях, повысился творческий потенциал.

1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-«Просвещение», Москва 1982.

7. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- «Росмэн», Москва 1996.

8. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-«Университет», Москва 2000.

9. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

10. http:/stranamasterov.ru

Приложение 1

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Срез творческих и эстетических знаний и умений.

Фамилия, имя обучаемого

Организация рабочего места

Основы квиллинга

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемами

Овладение основными навыками работы с различными видами бумаги

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

Баллы:

Не владеет - низкий уровень

Владеет с помощью, выполняет или отвечает иногда.

Приложение 2

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10.Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

Правила обращения с ножницами.

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением реза.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы в открытом виде.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время резания.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9. Во время резания удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила обращения с клеем.

1. При работе с клеем нужно пользоваться специальной кисточкой.

2. Наносить клей на изделия аккуратно.

3. Иметь салфетку для вытирания лишнего клея.

4. При попадания клея в глаза и рот промыть чистой водой.

5. Не пачкать клеем парты, стулья, одежду.

Правила обращения с бумагой.

1. Обводить шаблоны с обратной стороны цветной бумаги, экономно расходуя место.

2. Осторожно!!! О края бумаги можно обрезаться!

3. После работы остатки ненужной бумаги выбрасывать в мусорную корзину.

Приложение 3

Содержание программы

Учебно-тематический план занятий (1-й год обучения).

Первый год обучения предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Набор кружковцев. Знакомство с детьми ―Круг общения. Знакомство с правилами техники безопасности.

Материал – бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

Познакомить детей как родилась бумага, историю ее возникновения, и её свойствах.

Разнообразие бумаги, ее виды.

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)

История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Примеры работ, необходимые инструменты и материалы.

Познакомить детей с историей возникновения техники квиллинг.

Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания;

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

Совершенствовать навыки вырезания.

Развивать мелкую моторику рук.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Основные формы “капля”,

“треугольник”, “долька”

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “капля”,“треугольник”, “долька”.

Основной элемент - ролл. Скручивание элементов в ролл. Технология изготовления формы “квадрат”, “прямоугольник».

Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Основные формы “завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять форму «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

Основные формы “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга

11-12

Изготовление простых, несложных цветов.

Учить детей технологии изготовления простых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.

13-14

Коллективная работа. Композиция из цветов «Комнатное растение»

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

15-16

Коллективные работы с использованием техники «квиллинг». Изготовление ягод рябины – плотный ролл. Сборка изделия.

Коллективная работа. Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

Оформление выставки работ.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Учебно-тематический план. (2-го года обучения).

Второй год обучения является продолжением первого, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Поэтому второй год обучения не только пробуждает интерес к творческому конструированию, но носит и воспитывающий характер, позволяет реализовать способности детей и развивать их. Хочется заметить, что работа с различными видами конструирования расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Знакомство с правилами техники безопасности.

Основные формы «Тугая спираль». Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять форма «тугую спираль».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Основные формы “спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

Основные формы «полукруг», «стрела». Конструирование из данных форм.

Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

Основные формы «глаз», «лист». Конструирование из данных форм.

Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.

Коллективная работа. Изготовление элементов глаз, птичья лапка. Сборка цветов разной формы.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Составление композиции из форм. Дети продолжают коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

10-11

Изготовление цветов более сложной формы для композиции « Весенний букет»

Учить детей приемам изготовления более сложных цветов.

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.

Дети учатся приемам изготовления более сложных цветов. Подбирают цветовую гамму. Изготавливают листочки с продольными жилками.

12-13

Оформление фото рамки.

Знакомство с примерами оформления фото рамки. Просмотр презентации «Фото рамка».

Дети разрабатывают дизайн фото рамки. Делают эскиз.

14-15

Цикл творческих работ. Коллективные работы с использованием техники квиллинг.

Воспитывать желание помогать товарищу.

Дети собирают в единое полотно все элементы и заканчивают работу.

16-17

Оформление выставки работ.

В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Учебно-тематический план (3-го года обучения).

Третий год обучения является продолжением первого и второго, где дети продолжают знакомится с конструированием и бумагокручением в технике квиллинг. Третий год обучения также позволяет реализовать способности детей и развивать их.

п/п

Тема.

Теория.

Практика.

Вводный блок.

Просмотр презентации «Чудо квиллинг».

Изготовление бахромчатых цветов.

Учить детей технологии изготовления бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму.

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

Открытка «Ирисы».

Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка. Затем собирают открытку.

Коллективная работа. Композиция из цветов.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Композиция «Бабочки».

Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочки».

Изготовление заготовок, базовых форм. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

Коллективная работа. «Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовление снежинок.

Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.

Составление композиции из форм. Дети выполняют коллективную работу. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

10-11

Открытка – валентинка.

Познакомить детей с примерами оформления открытки-валентинки, с технологией изготовления открыток с элементами плетения.

Дети самостоятельно разрабатывают дизайн своей открытки.

Открытка для мамы.

Познакомить детей с примерами оформления открыток. Просмотр презентации «Открытка для мамы».

Открытка для мамы.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Дети собирают открытку. Работа выполняется индивидуально.

14-15

Цикл творческих работ.

Коллективные работы с использованием техники квиллинг. «Дары леса». Изготовление ягод, грибов.

Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.

16-17

Оформление выставки работ.

В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

Учебно-тематический план (4-го года обучения).

п/п

Тема

Теория

Практика.

Вводный блок.

Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

Просмотр презентации «Квиллинг».

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Повторение элементов, изученных в прошлом учебном году.

Вспомнить основные правила работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.

Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

Основные формы «Тугая спираль». Конструирование из основных форм квиллинг

Вспомнить правила выполнения формы «тугая спираль». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «тугую спираль». Конструируют из этой формы.

Поделка «Зеленый попугай».

Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Развивать самостоятельность, инициативу. Развивать мелкую моторику рук детей.

Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

Выполняют необходимые заготовки.

Поделка «Зеленый попугай».

Скручивание элементов для изготовления Новогодней елки. Изготовление елки. Оклеивание конуса элементами «капля». Изготовление игрушек (скручивание разноцветных рол). Украшение елки.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают изделие.

10-12

Скручивание элементов для изготовления «Дерева счастья». Изготовление из элементов цветов и листьев.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.

Выполняют необходимые заготовки.

Работа с гофрокартоном. Особенность работы. Скручивание роллов. Изготовление бабочек.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

Изготовление игрушек из гофрокартона. «Веселые зайчата».

Учить детей технологии изготовления роллов из гофрокартона.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

15-16

Композиция на тему « Подводный мир» из гофрокартона. Выполнение рыбок разной формы и цвета.

Учить детей технологии изготовления роллов из гофрокартона.

Выполняют необходимые заготовки. Собирают открытку.

Оформление выставки работ.

Вместе с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки. Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг».

Дети оформляют свои работы для выставки.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развтия мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.



— познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;

Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте

Замечательный педагог В.А.Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Мелкая моторика — это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным — важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Мелкая моторика разнообразных бытовых и учебных действий – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить.

Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учённых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Они помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя. В самом деле, даже для того, чтобы застегнуть пуговицу, нужен определенный навык из ряда обсуждаемых.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Хватка, использующая сгиб между большим и указательным пальцами, развивается в возрасте 5 лет. Движение теперь становятся все более ограниченным, и включает только предплечье, запястье и пальцы. Вначале эта хватка достаточно высока, но по мере ее развития движение опускается вниз, и карандаш начинает удерживаться низко с помощью большого, указательного и среднего пальцев. Ребенок в этом возрасте может вырезать зигзаги, окружности и волны; рисовать кистью, не нажимая сильно на бумагу.

Противостояние большого пальца развивается последним, примерно в шестилетнем возрасте: большой палец должен в состоянии дотрагиваться до кончиков каждого из остальных пальцев. Большой палец становится настолько подвижным, что с его участием можно сделать кольцо и можно согнуть его (палец) поперек ладони ногтем вверх. Если большой палец не может становиться «напротив» кончиков других пальцев или поворачиваться, как описано выше, то у ребенка плохо развивается хватка «щипцами».

В возрасте 7 лет ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают с бумагой и тканью, в отличие от младших дошкольников они уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.

Особое внимание необходимо уделять тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. За два месяца тренировки пальцев рука полностью готова к письму. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. Затем под руководством воспитателей дети выполняют работы в тетрадях по письму.

Таким образом, учёными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

Читать или скачать развернутое описание опыта работы Карповой Е.В.

Слайд №1.
Добрый день!
Я хочу вам представит обобщение опыта.

Слайд №2
«Технология квиллинг как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Слайд №3
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В.А.Сухомлинский

Слайд№4.
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок имеющий высокий уровень развтия мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Слайд №5.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Слайд№6
Целью своей работы ставлю:
исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.
Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
— проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
— познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы данной техники, составлять из них различные композиции;
— воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

История квиллинга.
Слайд№7
Техника бумагокручения носит красивое название – квиллинг. Это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» что означает птичье перо. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века.
Слайд№8. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

Позднее в технике «квиллинг создавали ювелирные изделия и изделия из металла. Слайд №9. Известная металлическая филигрань.
Слайд№10. В 18 веке В Европе и Англии квиллинг рассматривался как достойное хобби для юных леди.
Слайд№11. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в Южной коре, странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии.
Слайд №12. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Слайд №13. III. Технология квиллинга.
Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Слайд №14. Для занятий с детьми я использую полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце для.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна.
Слайд №15. Полоска бумаги для квиллинга скручивается в плотную спираль. Затем из неё изготавливают базовые элементы для квиллинга. Всего существует 15 базовых элементов,

Слайд №16. но принцип остаётся тем же: скручиваем, прищипываем, используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

Ограничений в использовании этой техники нет:
Слайд №17. мастера создают пейзажи, произведения анималистического жанра и другие композиции.

Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться свей оригинальностью.

Работу с детьми в технике бумагокручения – квиллинг мы начинаем с изображения эскиза композиции. Затем с помощью тонкой палочки с расщелиной изготавливаем роллы. Им можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Слайд №18. В начале изучения новой техники бумагокручения осваиваем три основные формы квиллинга — тугой круг, свободный круг, капля.

Базовая форма Свободная форма Капелька

На основе этих форм выполняем простые композиции (цветы, фрукты, насекомые, растения). Слайд №19, №20.

«Цветок» «Цветы» «Бабочки»

«Фрукты» «Матрёшка» «Медведь»

«Ветка рябины»

Слайд №21. Осваивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, а чтобы она не наскучила дошкольникам необходимо играть с цветом и формами.

После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить.

Освоив основные элементы бумагокручения, ребятишки смогут создавать свои, оригинальные элементы по изученному принципу, тем самым развивая воображение, создавая завершенные композиции. Слайд №23, №24.

Слайд №25. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком. Квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы.

V. Динамика развития мелкой моторики.

Для занятий в технике квиллинг, я взяла две подготовительные группы — «Солнышко» (21 воспитанник) и «Капелька» (22 воспитанника). Занятия в данной технике проводятся по подгруппам один раз в месяц.

Кроме этого один раз в неделю во второй половине дня у нас проходят занятия по квиллингу в форме кружковой работы.

Диагностика деятельности детей в ходе наблюдения, анализ продуктов детской деятельности и проведённый анализ её результатов позволяет говорить о целесообразности проведённой работы.

Слайд №26. Обследование детей, проведённое в сентябре 2012 года, показало следующие результаты.

В наши дни существует очень много различных техник для рукоделия. Для создания рукотворных картин в ход идут практически все виды и разновидности подручных материалов: от бумаги до пластиковых бутылок.

Кроме того, недавние исследования показали, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста занятия рукоделием должно занимать достаточное количество их свободного времени. Это связано с тем, что современные родители очень мало уделяют внимания развитию мелкой моторики у своих детей. В этой статье речь пойдет о том, что такое квиллинг для детей, в чем польза квиллинга и как его создавать.

КВИЛЛИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЧТО ТАКОЕ КВИЛЛИНГ?

Одним из наиболее популярных в наши дни видом рукоделия является квиллинг. Суть этой техники состоит в составлении узоров из скрученных полосок цветной бумаги. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга в том, что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике, она все равно будет смотреться чрезвычайно легко, воздушно и невесомо.

Квиллинг схемы для детей практически ничем не отличаются от схем для взрослых. Разве что героями этих схем выступают немого другие персонажи.

Что необходимо для создания изделий по техники квиллинг

Для занятий этой техникой вам не понадобятся какие-либо хитрыеприспособления. Достаточно лишь бумаги, ножниц, зубочисток и клея ПВА.

Для создания основой заготовки, из которой в последствие можно будет сделать различные фигуры, следует сделать вот что. Возьмите зубочистку, отрежьте один заточенный край и сделайте небольшой надпил, как в наконечнике у стрелы. Цветную бумагу порежьте на тоненькие полоски необходимой длинны. Ширина полосок должна быть не более 5 мм. Один конец тонкой бумажной ленты вставляется в пропил зубочистки и как бы фиксируется там. Остальная часть ленты наматывается на зубочистку, образовывая при этом плотную спираль. У вас должен получиться аналог новогоднего серпантина. После этого снимаем получившуюся спираль с зубочистки, и даем ей размотаться до необходимого диаметра.

В квиллинге для начинающих детей не делают упор на точные размеры деталей. Дети обычно делают практически все детали «на глаз». На свободный конец спирали наносится небольшое количество клея, после чего этот конец приклеивается к основной спирали.

После того как сделано необходимое количество спиралей-заготовок, необходимо придать им необходимую форму. Основными формами деталей в квиллинге являются свободная спираль, капля, изогнутая капля, «глаз», лист или изогнутый лист и другие.

В ходе занятий квиллингом у детей, помимо мелкой моторики, развивается глазомер, память, внимание, эстетическое восприятие, аккуратность усидчивость.

Изучать новые более сложные формы и заготовки квиллинга детям необходимо постепенно. От самого простого к более сложному. Сначала они учатся наматывать простые спирали, отмерять «на глаз» необходимый размер свободной спирали. После этого, переходя к более сложным элементам, учатся делать «капельки» и так далее.

Когда ребенок освоит простейшие элементы и сможет сам составлять из них узоры и картинки, можно приступать к созданию более сложных, многоплановых картинок. В технике квиллинг можно делать даже трехмерные, объемные скульптуры, все ограничивается только вашим желанием и фантазией.

Количество вариантов для поделок и картин в технике квиллинг воистину неисчерпаемо. Занимайтесь вместе со своим ребенком, это станет приятным и полезным времяпрепровождением не только для него, но и для вас. Ведь учиться никогда не поздно, да и ваш малыш будет рад позаниматься чем-то интересным вместе со своими родителями.

I . Введение.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это работа с бумагой. Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание объемных изделий объединено одним названием – бумагопластика. Сегодня в ее состав входит и квиллинг, и оригами, и паперкрафт.

Работа с бумагой, картоном имеет большое значение для всестороннего развития детей. Она способствует развитию умений и навыков культуры труда, а также физическому развитию: воспитывает у детей способность к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно – мышечный аппарат ребенка (мелкая моторика рук). Оформляя свои работы, дети приобретают определенные эстетические вкусы, учатся понимать красоту.

Моделирование и конструирование из бумаги имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. На занятиях у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал дает большой простор для возможности проявить свою индивидуальность, воплотить любой замысел.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки, получившая широкое распространение в наше время, получила название «квиллинг». Квиллинг открывает путь к творчеству, развивает фантазию, абстрактное мышление, художественные возможности.

Квиллинг представляет собой создание композиций из свернутых полос бумаги, приклеенных к основе или склеенных между собой. Тонкие полоски разноцветной бумаги скручивают в рулончики, которым потом дают немного развернуться. Свободный конец приклеивают к заготовке, которой потом можно придать любую необходимую форму (лепесток, «глаз», спираль, треугольник, полумесяц и т.д.). Поделки в технике «квиллинг» представляют собой композиции именно из таких заготовок, изготовление которых вполне доступно детям начальных классов.

Эмоциональный подъем, интерес к бумагопластики позволяет создать благоприятные условия для развития инициативы детей, смекалке, формирования привычки постоянно пополнять свои знания и умения, а, значит, занимать активную жизненную позицию.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Возможности современной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям, так как позволяют представление информации в графической форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.).

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры, внедряя в практику проведения занятий с использованием разнообразного иллюстративного материала, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс восприятия информации на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших (показ картинок, беседа или просто рассказ).

В качестве одной из форм показа информации можно рассмотреть мультимедийные презентации , которые имеют возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение дают возможность педагогу выбирать не только удобный темп и форму подачи материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить знания обучающихся в интересной форме.

Таким образом, педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность занятий, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что создание условий для полноценного образовательного процесса обучающихся с применением инновационных технологий является одной из основных задач учреждений дополнительного образования.

Главная цель разработки – создание условий для творческой реализации личности, настроенной на успех и развитие индивидуальности посредством использования инновационных технологий на занятиях.

Задачи:

  1. Формировать творческое нешаблонное мышление, развивать детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.
  2. Усилить мотивацию познания окружающего мира за счет мультимедийных презентаций, изобразительных средств и игровых ситуаций;
  3. Воспитывать индивидуальность и творчество;
  4. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  5. Формировать культуру познавательной деятельности.

Новизна методической разработки заключается в том, что в качестве информационного материала и объяснения значимости проводимого мероприятия предлагается внедрение инновационных технологий, способствующие повышению эффективности восприятия и помогающие решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности.

II . Основная часть

Конспект занятия «Алые грозди рябины»

ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ознакомления с новым видом декоративно-прикладного искусства – квиллингом через коллективную работу.

Задачи:

обучающая:

способствовать формированию знаний о квиллинге;

– ознакомить учащихся с техникой выполнения основного элемента квиллинга – тугой ролл.

развивающая:

– развивать воображение, мышление, творческие возможности учащихся;

– навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

воспитывающая:

Воспитывать у учащихся аккуратность и собранность при выполнении работы, культуру труда, коммуникабельность, умение работать в коллективе,

любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип занятия: сообщение новых знаний, занятие – творчество.

Формы организации занятия: индивидуальная работа и работа в группе.

Педагогическая технология: коллективная творческая деятельность.

Технологии обучения:

– личностно-ориентированная,

– игровая;

– здоровьесберегающая (музыкальная физкультурная минутка).

Методы обучения:

– рассказ,

– беседа,

– демонстрация,

– показ трудовых приемов,

– объяснение,

– самостоятельная работа,

– метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент).

Приёмы работы с бумагой:

скручивание,

– склеивание.

Продолжительность занятия – 45 мин.:

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Основная часть – 10 мин

2.1. Изучение нового материала – 5 мин

2.2. Физкультминутка – 3 мин.

2.3. Практическая работа – 18 мин.

  1. Рефлексия «Птицы» – 4 мин.
  2. Подведение итогов работы. Уборка рабочих мест – 3 мин.

Оборудование и инструменты:

для педагога: презентация, конверт с загадкой, образец изделия, картина, инструмент для квиллинга, линейку окружностей, пинцет, клей;

для учащихся: бумажные полоски шириной 5 мм, инструменты для квиллинга, клеенки, клей, ножницы, салфетки, инструкционные карты, конверты с птицами.

Словарная работа:

– бумагопластика,

– квиллинг,

– тугой ролл,

– линейка окружностей,

– пинцет.

Требования к знаниям и умениям обучающихся по итогам занятия:

Обучающие должны знать:

– понятия «квиллинг», «свободный ролл»

Обучающие должны уметь:

– выполнять основной элемент квиллинга – свободный ролл, используя инструмент для квиллинга, линейку окружностей и пинцет;

– соединять полученные роллы в веточку;

– аккуратно приклеивать веточку к картине, соблюдая композицию.

Важное место при подготовке отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя:

  • определение общей цели и конкретизация её в зависимости от различных этапов занятия;
  • подбор и организация дидактического материала, позволяющая выявлять индивидуальную избирательность обучающихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
  • планирование разных форм организации познавательной деятельности (соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной работы);

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе занятия включает в себя:

  • использование разных форм общения (монолога, диалога);
  • проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей;
  • использование содержания субъектного опыта (индивидуального опыта) всех участников занятия в диалоге “обучающийся-педагог”

Планирование результативности занятия предусматривает:

  • обсуждение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
  • анализ результата групповой и индивидуальной работы.
  • использование педагогом разнообразных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта относительно изучаемой темы;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка;
  • стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться; анализ работы каждого обучающегося, поддержка оригинальных решений;

в конце занятия – рефлексия (обсуждение того, что понравилось и почему, что хотелось сделать по-другому).

Приложение.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Баронова Любовь Анатольевна.

Проверка готовности рабочих мест.

Проверьте, ребята, чтоб на вашем рабочем месте были клей, клеенка, салфетка, пинцет, линейка окружностей и полоски бумаги.

  1. Основная часть.

Сегодня мне почтальон принес письмо. Оно пришло для вас от Деда Мороза. Давайте откроем его и узнаем, что там.

«Ребята, я очень переживаю за птиц зимой. А что бы понять, чем птицы питаются зимой, отгадайте загадку.

В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.»
Ответ: Рябина (слайд 1)

Рябина – небольшое дерево. Рябиновые листья – сложные, ажурные, осенью окрашиваются разными красками. Да и само дерево стоит нарядное – на ветках висят грозди красных ягод. Рябина кормит прилетевших зимующих птиц. Одни съедают сочную мякоть, другие выбирают питательные семена. Так что, к середине зимы ягод уже не остаётся.

Ребята, а как вы думаете, какая тема нашего занятия? (слайд 2).

  1. Изучение нового материала.

Сегодня, я вас познакомлю с техникой бумагопластики – квиллинг. Поднимите руки те, кто знаком с этой интересной техникой (ответы детей).

Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.(слайд 3)

Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но сегодня нам понадобится только свободный ролл (слайд 4)

У меня есть картина, но я хочу, чтобы вы мне помогли сделать её более красивой и объемной. Каждый из вас сделает гроздь рябины, а затем мы объединим все ваши гроздья в единую картину.

Давайте рассмотрим технологию изготовления грозди рябины. (слайд 5)

У вас у каждого на столах лежит инструкционная карта, в которой отражены этапы изготовления грозди. Для этого нам понадобится инструмент для квиллинга, полоски бумаги, линейка окружности и клей.

Тренировочное упражнение: Чтобы сделать веточку рябины, возьмите инструмент для квиллинга и полоску бумаги. Вставьте кончик полоски в прорезь и крутите от себя до конца, придерживая, чтоб не распустилась. Снимите спираль с инструмента и положите в линейку окружностей на номер 10. Распустившийся ролл вытащите пинцетом и заклейте конец полоски. Получившиеся роллы нужно приклеить к веточке. Вот что у вас должно получится (показывается образец).

Прежде, чем приступить к работе, проведем инструктаж по технике безопасности . Я вам показываю карточки, а вы мне отвечаете да или нет.

  1. Практическая работа.

Приступим к работе. Не забываем, что вам в помощь инструкционная карта. Если у вас возникают вопросы, вы поднимаете руку. Как только, каждый из вас справится, т.е. сделает гроздь, идет к картине и приклеивает к понравившейся веточке. Кто справится раньше, тот может помочь соседу. Желаю успеха.

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Физкультминутка

Давайте проведем физкультурную минутку.(слайд 6) Нам поможет в этом ритмичная музыка. Внимательно меня слушайте и выполняйте упражнения вместе со мной.

У реки росла рябина (из положения сидя постепенное выпрямление туловища, руки вперед- вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (поднять руки вверх и машем руками).

Эта рыба – рыбий царь (движение кистями рук).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

Продолжение работы по изготовлению картины.

  1. Рефлексия «Птицы». (слайд 7)

Чтобы птицам на картине не было скучно, сейчас к ним прилетят их друзья. Предлагаю вам с помощью птичек, которые лежат в конвертах на ваших столах, оценить отношение к занятию:

– очень понравилось – красногрудый снегирь;

– понравилось – синичка с желтой грудкой;

– было скучно – серенький воробышек.

  1. Подведение итогов работы

– Вам нравится наша картина?

– А чем она вам понравилась?

А теперь подведем итог занятия.

– Что нового для себя вы узнали?

– Чему научились?

Мне, кажется, наше занятие получилось. Было приятно работать с каждым из вас. Спасибо за занятие. До свидания!

  1. Уборка рабочих мест.

III . Заключение

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого развития каждого ребенка. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом на занятиях. Конечно, все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных технологий в сочетании с педагогическими методами существенно повышают эффективность занятий, помогают решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой инновационный опыт на тему:

«Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Всегда найдется дело для умелых рук ,

Если хорошенько посмотреть вокруг .

Мы чудо сотворить сумеем сами

Нашими умелыми руками

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей.

Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГТ.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

Анализируя программу «Детство» по художественному творчеству, ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию, лепке, аппликации, я сделала для себя вывод, что для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей, необходимо использовать нетрадиционные способы изображения.

Термины «нетрадиционные» подразумевают использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, широко известными.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения.

Это дает толчок к развитию воображения, творчества, развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.

С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Это квиллинг (в переводе с англ. означает БУМАГОКРУЧЕНИЕ). Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.

Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой?

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость, что способствует умственному развитию детей .

Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом, цель которого: всестороннее развитие творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.

Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения, следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинг.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг. И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещи.

С чего я начала знакомить детей с этой увлекательной техникой?

Конечно, со знакомства со свойствами бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней: рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы :

1. СЛОВЕСНЫЙ

  • устное изложение;
  • беседа;
  • рассказ;

2. НАГЛЯДНЫЙ

  • показ мультимедийных материалов;
  • иллюстраций;
  • наблюдение;
  • -показ педагогом;
  • работа по образцу;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • выполнение работ по инструкции педагога.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области :

  • познание;
  • коммуникация;
  • чтение художественной литературы;
  • музыка;
  • труд;
  • безопасность;
  • физическая культура.
  • социализация

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: Формы:

  1. образовательная деятельность на игровой основе.
  2. игры (игры - экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опыта детей)
  3. трудовая деятельность
  4. прогулка и экскурсии

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий –

Смена динамической позы

Релаксация

Сказкотерапия;

Игротерапия;

Пальчиковые игры;

Физкультминутки.

Игра является главным видом деятельности детей. Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.

Игры - экспериментирование с бумагой разной фактуры, как гафробумага, гафрокартон, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.

На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой, я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в шарик». Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи, решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку», если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой»: можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки». Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза». Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.

В процессе работы в технике квиллинг, создаем игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.

На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.

При работе с бумагой приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. А во время работы напоминаю о безопасном использовании инструментов (с зубочисткой, со стержнем). Это способствует формированию у дошкольников основ безопасного обращения с инструментами, развитию трудолюбия, трудовых навыков и привычки работать аккуратно.

В своей работе я использую интегрированные занятия. Например, природный мир, образовательная область «познание»: я знакомлю детей с признаками снега, затем мы экспериментируем, слушаем его скрип, читаем о нем стихи и делаем снежинки, используя технику квиллинг. Затем каждый ребенок сочиняет свою сказку о снежинке.

Тема недели «День защитника Отечества»: провожу беседу о предстоящем празднике 23 февраля, читаем произведения на патриотическую тему, слушаем песни, провожу целевые прогулки к памятникам; готовим для пап и дедушек подарки в технике квиллинг. Вместе с детьми придумываем красивое поздравление.

Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы :

Анкетирование

Консультации

Совместные работы на открытых занятиях

Мастер - класс

Совместное создание предметно развивающей среды.

В настоящее время мы с родителями поддерживаем смышленого и любознательного ребенка, создаем условия для развития творческих способностей, дарованных природой.

Целью моей работы – раскрыть творческие способности ребенка.

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.

Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени. Создаю условия для творческого развития детей. Работаю с ним индивидуально.

В результате моей работы по развитию творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг добилась следующих результатов, которые вы видите на экране:

Мышление –

Развитие речи –

Воображение –

Моторика пальцев рук –

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажной, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Ни в одном источнике нет единого планирования по квиллингу, предлагается лишь техника выполнения отдельных работ. Я составила тематическое планирование в своей группе исходя из базовой программы «Детство». Сейчас я работаю над своей программой «Техника квиллинг для дошкольников»

Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги .

Мой девиз:

С детьми всегда должна быть рядом,
Даря тепло и согревая взглядом,
Их в мир прекрасного вести,
И помнить заповедь - не навреди!


© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad