Сообщение для чего нужна дисциплина. Зачем она нужна человеку? Что такое дисциплина

Главная / Пришкольный лагерь

3 3 716 0

Недисциплинированный ученик, недисциплинированный больной. Недисциплинированный работник. Недисциплинированный спортсмен. Как трудно с ними учителю, врачу, руководителю, тренеру.

Посмотрим на проблему с другой стороны. В какой мере сказывается недисциплинированность на самом человеке? Облегчает она ему жизнь или усложняет?

Давайте разбираться.

Псевдооблегчение жизни

Побудительный мотив нарушений дисциплины – стремление уклониться от трудностей, обойти их, избежать напряжения.

  • Тяжело, допустим, человеку рано вставать, – он позволил себе понежиться подольше в постели.
  • Показалось, что устал, - бросил работу, ушел отдыхать.
  • Надоело соблюдать режим - стал делать что и когда хочется…

Да, это не те случаи, когда нарушение дисциплины, пренебрежение правилами и инструкциями оборачиваются производственной травмой, аварией, автомобильной катастрофой, наносят прямой ущерб здоровью. Ситуации, вроде бы, безобидные. Но и они, если проследить всю цепь событий, оказывают ущербный вред на качество жизни.

Опаздывая куда-то, не выполняя к положенному сроку дела и обязательства, нарушая установленные правила и инструкции, человек неизбежно создает неудобства для других и трудности для производства в целом.

Поведение по принципу «как хочу я» не может быть бесконфликтным, не может не создавать вокруг личности зону известного отчуждения.

Даже если кажется, что мнение других для него безразлично, это не так. Сколько бы он ни старался казаться равнодушным к нареканиям и замечаниям, к недовольству товарищей по работе, все это уязвляет, лишает внутреннего спокойствия и создает ощущение неуверенности.

Важность дисциплины

Дисциплина как определенный порядок поведения, соответствующий сложившимся в обществе нормам права и морали, необходима не только в интересах общества. Она становится важным условием благополучия человека. Согласованность действий, их упорядоченность позволяют достигать наивысших результатов труда, получать те материальные ценности, которыми пользуется каждый член коллектива. Следуя общепринятому распорядку, человек чувствует себя более комфортно.

Дисциплина - закон жизни, существующий на всех ее уровнях. Сама природа преподносит нам урок упорядоченности:

  • день и ночь;
  • восход и закат;
  • прилив и отлив;
  • смена фаз луны и смена времен года строго цикличны.

А что такое жизнедеятельность организма, как не постоянное приведение беспорядка к порядку?

Организм стойко охраняет постоянство своей внутренней среды, ежечасно и ежеминутно пускает в ход десятки своих регулирующих механизмов, подстраивая отдельные процессы к нуждам единой системы.

Внутренние ритмы организма, конечно, не всегда соответствуют тем ритмам, которых требует от нас жизнь. Но человек обладает уникальной способностью саморегуляции. Он может выработать необходимый стереотип поведения, приспосабливая естественные, непроизвольные ритмы к нужным, произвольным.

Это касается, например, ритма сна и бодрствования, быстроты реакций, способности к сосредоточенному вниманию.

Самодисциплина позволяет человеку достигнуть оптимальных возможностей, компенсировать свои природные недостатки.

Она великий учитель и воспитатель.

Что такое сознательная дисциплина

Чем более значима для человека его деятельность, чем лучше он осознает необходимость решения той или иной задачи, тем легче ему дисциплинировать себя. Именно в этом и заключается огромная творческая сила сознательной дисциплины. Именно тогда из необходимости она превращается в потребность, в тот рычаг, с помощью которого личность совершенствует себя.

Психологический эффект сознательной дисциплины состоит в том, что она снимает противоречие между «хочу» и «должен». Человек хочет делать то, что должен.

Долженствующее превращается для него в желаемое. Это - главнейшее условие внутреннего равновесия, душевного благополучия.

Дисциплина как нравственный фактор

Талантливый педагог А. С. Макаренко, организатор и руководитель колонии для беспризорных детей, провел психологический эксперимент. Из подростков, искалеченных годами бездомной жизни, он создал коммуну - дружный, сплоченный коллектив, отличительной чертой которого стала высочайшая организованность. Воздействие коллектива, ответственность друг за друга, сознательное стремление к успеху коммуны создали чудо: ребята, казалось бы, воплощающие собой анархию, стали считать серьезным проступком пятиминутное опоздание на линейку.

Непосредственные наблюдения за жизнью коммуны, за каждым ее членом убедили Макаренко в том, что дисциплина необходима не только коллективу, чтобы он лучше и быстрее достигал целей, но и для того, чтобы каждый человек развивался, воспитывал в себе умение преодолевать любые препятствия.

Дисциплина обладает защищающим эффектом. Человек ощущает слитность со своим коллективом. Если он не нарушает принятых правил, если он со всеми и за всех, значит – и все за него, значит – он может рассчитывать на поддержку.

Многочисленные социально-психологические исследования, проведенные на крупных предприятиях, показали, что мнение товарищей по работе может очень сильно влиять на самочувствие и поведение человека.

На вопрос: «Какое значение имеет для вас оценка вашего труда товарищами?», – большинство рабочих отвечало: «большое», «важное», «главное».

Стремление не подвести - один из сильнейших стимулов воспитания самодисциплины. Оказавшись в атмосфере дружного, сплоченного коллектива, человек воспринимает существующие здесь ценности, стремится не нарушать принятых правил. Это особенно относится к молодым рабочим.

Период адаптации к новым условиям и новым требованиям происходит быстрее, если они попадают в дисциплинированный коллектив.

Зачем искать авторитет

О молодом человеке, подростке часто говорят: «Он никого не слушает! Для него вообще не существует авторитетов!»… Быть такого не может, чтобы для личности не существовало авторитетов. Если подросток не считается с родителями и педагогами, со своим наставником или мастером, значит, он считается с кем-то другим. Постарайтесь выяснить, кто для него составляет «авторитетную группу». Затем, ориентируясь на обстоятельства, либо взять ее под свой контроль, стараясь изменить нежелательные тенденции, либо развенчать ее в глазах подростка, найти для него другие ориентиры.

Воспитание дисциплинированности в человеке - важная задача семьи. Но ее решение не должно сводиться к муштре, к стремлению сделать ребенка пассивно послушным. Сознательная дисциплина рождается как результат , направленных, прежде всего, на формирование чувства долга и ответственности, силы воли и сдержанности, целеустремленности и исполнительности, требовательности к себе и доброжелательности к людям.

Связь дисциплины и режима

Всем известно гигиеническое значение режима. Его строгое соблюдение становится и универсальным методом профилактики, и важнейшим условием успешного лечения едва ли не всех заболеваний, и действенным методом укрепления здоровья.

Если человек, скажем, ест всегда в одно и то же время, органы пищеварения рефлекторно активизируются к привычному режиму, а это регулирует аппетит и способствует лучшему усвоению пищи.

Ложась спать и подымаясь по расписанию, можно соответственно настроить свою нервную систему, и тогда удастся быстро засыпать без снотворных и просыпаться без будильника.

Когда человек принимается за работу точно в определенное время, то и «раскачка» не требуется, дело идет хорошо с первых минут.

Режим имеет и важный психологический, воспитательный аспект. Его точность, определенность, недопущение отклонений без серьезных причин уже сами по себе организуют поведение не только детей, но и всех членов семьи.

Важно и то, какие поручения вы даете другим, как вы их даете и как следите за исполнением. Распоряжения нельзя отдавать со злостью и раздражением, но и не так, чтобы это было похоже на упрашивание. Требования должны быть разумны, посильны для ребенка. Не должны противоречить другим вашим распоряжениям. Поручив что-то, надо обязательно проверить, сделано ли это и как сделано: к сроку или с опозданием, аккуратно или кое-как.

Заключение

Заключение

Если работа интересна, необходимость в самопринуждении отпадает. Однако надо приучать себя делать и то, что неинтересно, но необходимо. Радость преодоления, сознание исполненного долга, эффект достижения цели, все, из чего складывается приятное чувство морального удовлетворения, станет компенсацией за напряжение и волевое усилие.

Собственная неисполнительность угнетает человека. С молодых лет надо воспитывать нетерпимость к неисполнительности других людей, к проявлениям неаккуратности, разгильдяйства, к нарушениям общественных норм.

Товарищеская дисциплина относится к категории нравственной. Без дисциплины нет и творческого раскрытия личности, нет гармонии, нет полного согласия ни с окружающими, ни с самим собой.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

МБОУ «Пурдошанская СОШ»

Доклад на педсовете: «Дисциплина»

Подготовила Самсонкина Т. Н.

Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Причины отсутствия дисциплины у детей:
Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.
У учителя отсутствует авторитет среди детей.
Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.
Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.
Не восполненные физические, душевные потребности.

Как поддерживать дисциплину:

1. Профилактика легче лечения:
Внешние условия - помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)
Учитель должен следить за дисциплиной.
Ребенок с самого начала должен быть ознакомлен с правилами поведения на уроке.

2. Использование вербальных и невербальных средств:
Пауза.
Взгляд.
Подойти к нарушителю.
Физический контакт (тронуть за плечо).
Спросить о причине такого поведения.
«Спасибо, что сейчас вы успокоитесь» - опережать события.
Вовлечь в урок, дать индивидуальное задание.
Убрать то, что вызвало плохое поведение.
Расскажите о своих ожиданиях относительно их поведения.

3. То, что не нужно использовать:
Не стоит требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить.
Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.
Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокость.
Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.
Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.
Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам. Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.

Вопросы воспитания сознательной дисциплины в нашей школе приобретают исключительно важное значение, потому что дисциплина является одним из необходимейших и обязательнейших условий обучения. Без дисциплины, без дисциплинирования учащихся нельзя правильно построить учебный процесс.

Давайте сравним ваши определения, с теми, что встречаются в работах известных педагогов.

Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам.

    Дисциплина - это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.

    Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем.

Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учеников характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

При подготовке к семинару мы провели опрос среди учащихся 6-11 классов и преподавателей. В исследовании участвовали …… учеников из 58 (…..% опрошено) и …… преподавателей.

Ученикам предлагалось ответить только на три вопроса:

1вопрос: На каких предметах учащиеся вашего класса нарушают дисциплину?

2 вопрос: Каковы, на ваш взгляд, причины нарушения дисциплины на этих предметах?

3 вопрос: Как поддерживают учителя дисциплину на этих уроках?

Эти вопросы позволили нам выяснить, что часто происходит за закрытыми дверями классных комнат во время учебного процесса.

Учителям предлагалось ответить тоже на три вопроса.

1 вопрос: Испытываете ли вы проблемы с дисциплиной на уроке (назовите класс)

2 вопрос: Назовите причины нарушения дисциплины на ваших уроках?

3 вопрос: Какими методами вы пользуетесь, чтобы наладить дисциплину на уроке?

В результате анализа анкет учащихся мы получили печальную картину. Нарушение дисциплины на уроках отметили учащиеся всех классов. Обратимся к цифрам:

В 6 классе таких предметов –

В 7 классе –

В 8 классе –

В 9 классе –

В 10 классе –

В 11 классе -

Ученики совершенно конкретно обозначили, что наши педагоги испытывают проблемы с поддержанием дисциплины на уроке. Причём некоторые предметы повторялись учащимися каждого класса. Например, Особую тревогу вызывают 7 (где обучаются дети подросткового возраста, а у них наблюдается резкая смена настроения и поведения), и выпускные классы (9,11),

Что же показал опрос преподавателей? ….. учителей школы признались, что сталкиваются с дисциплинарными проблемами на уроке, но только в одном конкретном классе. Исходя из анализа ответов учащихся и педагогов на первый вопрос, можно сделать вывод о том, что с дисциплиной на уроках, и в целом в школе, не всё благополучно.

Наиболее часто повторялись причины :

Не все ученики на уроке заняты делом

Избалованность некоторых учеников

Ученики знают, что им всё позволено на уроке, знают, что учитель всё равно простит

Слабый контроль за дисциплиной на уроке со стороны учителя

Есть в классе заводилы

По мнению педагогов, нарушение дисциплины во ….. классах обусловлено адаптационным периодом. Дети привыкают к новым учителям, новым

Ученики же постарались показать в своей анкете зависимость дисциплины на уроке от поведения учителя и учащихся.

Как же решают учителя вопрос дисциплины? На этот вопрос отвечали и ученики, и учителя школы.

При анализе анкет учеников поразило обилие применяемых преподавателями способов поддержания дисциплины. Частенько упоминалось учениками, как ни прискорбно, повышение голоса, крики. Но этот приём оценивается ребятами очень По всей видимости, шумовые эффекты в нашей школе преобладают. Встречаются и случаи выставления двоек за поведение (такой метод, на наш взгляд, может использоваться только лишь в случае беспомощности). Большинство учеников написали в анкете, что учителя использует на уроке словесные угрозы типа «сейчас поставлю два», « не поставлю хорошую оценку за четверть» и т.д.

Но это далеко не весь арсенал методов, используемых учителями школы. Преподаватели используют следующие методы:

Дают самостоятельную работу, заставляют самостоятельно изучать параграфы учебника

Вызывают классного руководителя на уроке

Делают замечания в устной форме

Ставят неудовлетворительные оценки

Пугают тем, что позовут завуча или директора

Обещают поговорить с родителями, но слово не держат

Просят встать и выйти из кабинета

Открывают дверь в коридор

Обещают увеличить объём домашнего задания, но слово не держат

Ждут, когда ученики успокоятся

Сажают на скамейку (на физкультуре)

Ругают и не дают работать (на трудах)

Многие «орут»

Случаи рукоприкладства не встречаются.

Обратимся к методам поддержания дисциплины в классе, названным самими педагогами:

Преподаватели школы назвали, на наш взгляд, традиционные методы. В основном это: беседы, убеждение, замечания в дневник, повышение голоса, угроза, нравоучение на уроке.

После анализа анкет учащихся и учителей мы задумались над вопросом: «Почему преподаватели нашей школы испытывают проблемы с дисциплиной?» И нашли несколько причин этому.

Первая причина заключается в том, что учителя боятся признаться сами себе в том, что они не могут управлять классом

Вторая причина - использование для поддержания дисциплины на уроке непедагогических приёмов и приёмов 50-60 годов. За последние десять лет, в образовании произошли значительные перемены. Меняются требования к образованию школьников и требования к преподавателю. О нашей с вами работе судят по результатам ЕГЭ.

Третья причина : недочёты в организации учебной работы в школе. Во – первых, у многих учителей мы часто наблюдаем отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

Четвёртая причина : в школе нет системы воспитания дисциплины. Есть сумма отдельных приёмов, штурмовщина, но нет такой системы, которая опирается на большое педагогическое мастерство всего педагогического коллектива.

Важно, чтобы мы (педагоги) были единым фронтом.

Уважаемые коллеги! Организация дисциплины в школе – вопрос наболевший, а начинать решать его следует с установления определённых требований для учащихся и педагогов, которые должны соблюдать все без исключения.

В связи с вышесказанным предлагаю следующие решения педсовета:

Средняя общеобразовательная школа


Реферат на тему: « Школьная дисциплина »


учащегося 10-А класса

Аблякимова Эльмара

Руководитель: учитель

по правоведению

Губин. Г.А.


Ромашкино - 2012


Немного о «Дисциплине»


ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina)- определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Я думаю, что тема о дисциплине очень близка к теме об авторитете. Окончательное решение обоих вопросов зависит от решения темы свободы в воспитании. Свобода является фактором, связующим и углубляющим две данные темы. Тема дисциплины, конечно, гораздо легче по сравнению с темой об авторитете. Однако, такой взгляд верен лишь при узком понимании термина дисциплина. Если тему о дисциплине расширить до вопроса о принуждении в воспитании вообще, то тема, конечно, значительно углубляется.

Дисциплина, в сущности, есть организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.


ШКОЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА


Что касается школьной дисциплины, которая служит для решения внутренних задач школы. В школе, однако, существует принуждение внешнее и внутреннее, наличие внешнего принуждения детей в школе дает повод ставить вопрос о школьной дисциплине, т.к. дисциплина всегда считалась основным правилом внутреннего устройства школы.

Школьная дисциплина - это определенный порядок поведения школьников, обусловленный необходимостью успешной организации учебно-воспитательного процесса. Обычно выделяют внешнюю и внутреннюю дисциплину.

Внешней дисциплиной называю послушание, повиновение и подчинение, в основе которых лежат внешние положительные и отрицательные санкции - поощрение и наказание.

Внутренней дисциплиной называют способность школьника к торможению нежелательных импульсов, самостоятельному управлению своим поведением. В основе её лежат усвоение правила и нормы, выступающая как внутренняя потребность.

Главное условие, обеспечивающее дисциплинарное поведение школьников на уроке - тщательно разработанный урок. Когда урок хорошо построен, четко спланированы все его моменты, если все дети заняты делами, они не будут нарушать дисциплины. Ребенок регулирует свое поведение неосознанно: его привлекает ситуация интереса. Поэтому, как только урок становится неинтересным, дисциплинированное поведение исчезает.

Но учитель не каждый урок может сделать интересным, да и секреты педагогического мастерства познаются не сразу. Дисциплина же нужна на каждом уроке, с самого первого дня пребывание ребенка в школе. Есть ли выход?

Важным фактором, влияющим на дисциплинированное поведение школьников на уроке, выступает тип отношений между учителем и детьми.

Главным критерием типа выступает позиция, которую занимает учитель по отношению к классу, организуя и регулируя дисциплинированное поведение учеников на уроке.

При демократическом стиле учитель организует совместную с детьми деятельность по управлению их поведением, он «внутри класса»

При либерально-попустительском стиле отношений учитель не управляет поведением детей, находится в стороне от них. Не ставит перед детьми цели.

Позиция учителя выражается, прежде всего в том, какие методы управления поведением пользуется учитель. В своей практике использую 3 метода: убеждение, требование, внушение.

Метод убеждения до сознания школьников доводятся нормы и правила поведения. Ребенок должен почувствовать и осознать ценность и значимость дисциплины для себя и окружающих.

-Смотри, когда ты не отвлекаешься и буквы красивые получаются, а когда вертишься и буквы скачут.

-Если кто-нибудь захочет что-то спросить, то поднимите руку. Нельзя кричать с места и мешать товарищам. Они заняты работой, они думают.

Требование выполнения правил поведения на уроке обычно выражается, в категоричных формах:

приказания: « Все сели!», «Руки на парты!»;

запрещения: «Не листать учебники», «Не болтай ногами»;

распоряжения: «Коснулись спинки парт», «Работаем молча!» «Абсолютная тишина в классе».

Доброжелательное внушение может принимать доверительного наставления «Саша, ты разговариваешь и мешаешь нам», «Сережа, я боюсь, что из-за тебя мы не сможем решить задачу», «Коля, будешь вертеться, ничего не поймешь».

Мне нравиться учителя, которые используют смешанный авторитарно-демократический стиль руководства для воспитания дисциплинированности. При этом стиле всё подчинено работе, учитель убеждает учащихся в том, что дисциплина - залог успешной учебы. Дисциплинированное поведение детей стабильно. Развивается навык саморегуляции поведения и навык подчинения учителю.

Воспитание сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности. Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости - черт, в нашем характере представлены слишком слабо. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине. Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественному долгу. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдение ее в школе, общественных местах, в личном поведении; готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с нарушителями дисциплины в школе и за ее пределами. Сознательная дисциплина проявляется в осознанном строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм поведения и основывается на сформированности у учеников такой черты, как дисциплинированность и чувства долга и ответственности. В основе дисциплинированности - стремление и способности личности руководить своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями правил поведения. Обязанность - осознанная личностью система общественных и моральных требований, диктуемых социальными потребностями и конкретными целями и задачами определенного исторического этапа развития. Ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или ущерба для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресса. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она является одновременно и средством воспитания школьников. Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних учений несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным. Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе.

Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться ее, помня, что даже самый молодой ученик-первоклашка - это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. К сожалению, учителя младших классов очень часто видят в нем только ребенка. Некоторые из них влияют на школьников только суровостью, стремятся добиться послушания, ломая волю ребенка. В таком случае у учащихся воспитывается бездумный послушание или дерзкая неповиновение. В средних и старших классах отдельные учителя чрезмерной суровостью, прямолинейностью суждений нередко подавляют интересы школьников, порождают нежелание идти в школу. Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам, замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, когда соответствует на вопросы, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних, как вести себя в сложной жизненной ситуации. А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьном режиму, считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогическое оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима - его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает или не появляется на уроки без уважительных причин. В некоторых школах ведут специальные журналы поведения учащихся, в которых директор или его заместитель по воспитательной работе регулярно фиксируют все случаи грубого нарушения учащимися порядка в школе, на улице, в общественных местах, а также воспитательные воздействия, примененных к ним, и результаты этих воздействий. Это помогает педагогам своевременно анализировать состояние дисциплины в ученическом коллективе, намечать и принимать меры по его улучшения, подробнее и полнее изучать условия жизни учащихся, ближе знакомиться с их семьями, глубже вникать во внутренний мир отдельных учащихся и таким образом выявлять недостатки воспитательной работы школы и совершенствовать ее. Такой журнал учета поведения дает возможность конкретизировать индивидуальную воспитательную работу с учащимися, склонными к нарушениям норм морали и права, способствует их профилактике. В некоторых школах вместо журнала учета поведения ведут специальную картотеку на учащихся-правонарушителей. Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных учителей и родителей скрыть случаи нарушения дисциплины, чтобы не компрометировать класс. Не реагируя на такие поступки, они воспитывают в несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе воспитание ученику начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем последний его поступок хуже предыдущих, о которых никто не вспоминал, что у него притупилось чувство ответственности, выработалась дерзость. Учитывая это, каждый случай нарушения правил поведения следует детально анализировать и давать соответствующую оценку.

В дисциплинирования учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от них аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать также его внешний вид и участие в уборке класса, дежурство в столовой, отношение к товарищам и взрослых. Систематический контроль над поведением учеников в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Такой контроль особенно нужен детям, у которых сформировались негативные привычки. Он создает условия для выработки у них положительных привычек, блокирует появление и закрепление отрицательных. Однако это не значит, что надо все время контролировать учеников, случайно нарушили правила поведения. Когда их «воспитывают» во многих инстанциях, часто напоминают о малейшие проступки, это не способствует соблюдению ими правил поведения, а побуждает к мысли, что они «Неисправимые». Контроль должен быть тактичен, чтобы ученик чувствовал уважение к себе как личности. Внешний контроль определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе действует внутренний контроль, когда определенные нормы поведения усвоены такой степени, что стали внутренними убеждениями человека, и она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Если от исполнения требований школьного режима можно уклониться, контроля со стороны педагогов или коллектива учащихся можно избежать, то от собственной совести трудно спрятаться. Поэтому в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их «Делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает».

В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет установление правильного тона и стиля в деятельности ученического коллектива. Если господствует жизнерадостное тон, в основе которого сознательная дисциплина, единство и дружба, чувство собственного достоинства каждого члена коллектива, вопросы воспитания учащихся решать легче. Действенной является профилактика конфликтных отношений и предотвращению негативных поступкам. Нарушение дисциплины и требований школьного режима чаще случаются там, где недостаточно организована деятельность учащихся. Если питомцу нечего делать на уроке или в мастерской, если не организовано его досуг, то возникает стремление чем-то заполнить свое свободное время, организовать его по-своему, не всегда разумно. К нарушениям школьного режима отдельными учениками приводит и неумение некоторых учителей работать с педагогически запущенными детьми, промахи и ошибки в работе с ними, вызванные тем, что педагоги не раскрывают мотивов их негативного поведения, знание которых дает возможность эффективно строить воспитательную работу с ними. Так, если питомец плохо обращается за отсутствия перспективы, за безразличия к своему будущему, то вся работа педагога направляется на формирование у него веры в это будущее, в возможность достичь его собственными силами. Школа много теряет в воспитании сознательной дисциплины за того, что не всегда придерживается строгой регламентации жизни и деятельности учащихся. А. Макаренко по этому поводу писал, что именно «школа должна с первого же дня поставить перед учеником твердые, неоспоримые требования общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы она знала, что можно и чего можно, что похвально и за что не похвалят ». Это регламентирование имеет определяться правами и обязанностями школьников, предусмотренными Законом Украина «Об образовании». Ученикам созданы все условия для учебы и работы в школе, поэтому каждый из них должен добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Уважение учащихся к закону заключается в сознательном соблюдении правил поведения, дисциплинированности, борьбе с нарушениями требований школьного режима, помощи педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса. Словом, ученик должен глубоко осознать, что поведение и отношение к обучению - не только его личное дело, что его обязанность как гражданина - добросовестно учиться, примерно вести себя и удерживать других от недостойных поступков.

поведение воспитание школьник урок

Дети и проблема школьной дисциплины


Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил социалистического общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей. Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на приучение учащихся к дисциплинированному поведению в начале года. За время летних каникул некоторые ученики утрачивают навыки организованного поведения. Для их восстановления нужно время на уроке, во время перемен.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности. Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся - это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности, дает советы, показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению. Но современное образование отрицает физический труд обучающихся. А некоторые родители так оберегают своих детей от трудовой деятельности, забывая о том, что именно труд превратил обезьяну в человека

Воспитанию дисциплины помогает также оформление класса, школы, пришкольного участка. Внешний порядок дисциплинирует учащихся. Необходимо с первых дней школьного обучения приучать детей к порядку и чистоте в классе, к бережному обращению со школьным имуществом. Большую роль в решении этих задач играют дежурства учащихся. Дежурные следят за порядком и чистотой в классе, за тем, чтобы класс проветривался во время перемены, чтобы все остатки от пищи и бумажки выбрасывались в специальный ящик. Дежурные следят также за тем, бережно ли дети обращаются со школьным имуществом, не портят ли парты, стены и школьное оборудование, берегут ли свои вещи, чисты ли их книги. Так дежурство становится важным средством приучения к соблюдению дисциплины и порядка в школе. Так было. А что теперь. Детям нельзя подметать, вытирать пыль, работать. Каких же помощников мы хотим вырастить. О какой дисциплине труда может идти речь.

Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека. Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Здесь следует сказать и о школьной форме. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

"Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу... Самая распространенная причина - нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашей школе?

Как показало изучение этого вопроса, главным образом, были выделены следующие формы нарушения школьной дисциплины.

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

2 место - опоздание на уроки;

3 место - игры с телефоном; Упоминались также:

прогулы уроков;

порча школьного имущества и оборудования;

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц). Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк. Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»). Анализ ответов показал, что очень тяжело работается в школе педагогам пожилого возраста. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала. Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?

Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Способы решения проблемы дисциплины


Я считаю, что дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Думать, что дисциплины можно добиться при помощи каких-то специальных методов, направленных, на создание дисциплины, - ошибка. Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия. Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями, - это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый.

Как раз в области рассуждений мне приходилось сталкиваться с очень упорными противниками дисциплины среди воспитанников, и если доказывать им необходимость дисциплины словесно, то можно встретить такие же яркие слова и возражения. Таким образом, воспитание дисциплины при помощи рассуждений и убеждения может обратиться только в бесконечные споры. Каким способом можно достигать этой сознательной дисциплины? В нашей школе нет теории морали, нет такого предмета. И задача на следующий год будет заключаться в разработке, поиске такой программы.

Первоочередные условия хорошей Д. учащихся - здоровый образ жизни в семье и в школе. Правильный режим дня, нормальные условия учёбы, питания и отдыха, отсутствие конфликтов с родителями и учителями создают необходимую базу для здорового настроения, уравновешенного психического состояния учащихся, а значит, и ровного поведения. Исходный пункт формирования Д. - убеждённость воспитанников в её необходимости и для обеспечения успешности общей работы, для физической и нравственной защищённости каждого. В основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к другому человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.

Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из художественных произведений, этические беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравственного выбора, - всё это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости. Важным средством формирования Д. выступает моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности её источника. Учитель, воспитатель ведут работу по формированию привычек и навыков поведения, опираясь на семью учащегося и ученического коллектив.

Непременным условием зарождения индивидуальной и общественной самодисциплины является совместная коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, школы и заключение своеобразного общества, договора между учащимися и учителями на их выполнение. "Дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным обществом, т.е. учителем и учащимися; иначе она будет непонятной учащимся, совсем недорогой для них и нравственно необязательной". Распорядок и нормы жизни учебного заведения устанавливаются не только государством, но и общественными организациями: школьными и т. п. советами, органами ученического самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними. Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ, мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины дисциплинарных нарушений.

В чем конкретно проявляется школьная дисциплина? Прежде всего, она требует от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ДЕТИ И ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил социалистического общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей. Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на приучение учащихся к дисциплинированному поведению в начале года. За время летних каникул некоторые ученики утрачивают навыки организованного поведения. Для их восстановления нужно время на уроке, во время перемен.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности. Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся - это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности, дает советы, показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению. Но современное образование отрицает физический труд обучающихся. А некоторые родители так оберегают своих детей от трудовой деятельности, забывая о том, что именно труд превратил обезьяну в человека

Воспитанию дисциплины помогает также оформление класса, школы, пришкольного участка. Внешний порядок дисциплинирует учащихся. Необходимо с первых дней школьного обучения приучать детей к порядку и чистоте в классе, к бережному обращению со школьным имуществом. Большую роль в решении этих задач играют дежурства учащихся. Дежурные следят за порядком и чистотой в классе, за тем, чтобы класс проветривался во время перемены, чтобы все остатки от пищи и бумажки выбрасывались в специальный ящик. Дежурные следят также за тем, бережно ли дети обращаются со школьным имуществом, не портят ли парты, стены и школьное оборудование, берегут ли свои вещи, чисты ли их книги. Так дежурство становится важным средством приучения к соблюдению дисциплины и порядка в школе. Так было. А что теперь. Детям нельзя подметать, вытирать пыль, работать. Каких же помощников мы хотим вырастить. О какой дисциплине труда может идти речь.

Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека. Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Здесь следует сказать и о школьной форме. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

"Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу... Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины.

Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашей школе?

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

2 место - опоздание на уроки;

3 место - игры с телефоном;

Прогулы уроков;

Бег по лестницам и по коридору школы;

Драки;

Порча школьного имущества и оборудования.

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц).

Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ ответов показал, что очень тяжело работается в школе педагогам пожилого возраста. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых (молодых) учителей.

К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Школьная дисциплина

Воспитание сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности. Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости - черт, в нашем характере представлены слишком слабо. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине. Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественному долгу. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдение ее в школе, общественных местах, в личном поведении; готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с нарушителями дисциплины в школе и за ее пределами. Сознательная дисциплина проявляется в осознанном строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм поведения и основывается на сформированности у учеников такой черты, как дисциплинированность и чувства долга и ответственности. В основе дисциплинированности - стремление и способности личности руководить своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями правил поведения. Обязанность - осознанная личностью система общественных и моральных требований, диктуемых социальными потребностями и конкретными целями и задачами определенного исторического этапа развития. Ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или ущерба для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресса. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она является одновременно и средством воспитания школьников. Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних учений несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным. Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе.

Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться ее, помня, что даже самый молодой ученик-первоклашка - это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. К сожалению, учителя младших классов очень часто видят в нем только ребенка. Некоторые из них влияют на школьников только суровостью, стремятся добиться послушания, ломая волю ребенка. В таком случае у учащихся воспитывается бездумный послушание или дерзкая неповиновение. В средних и старших классах отдельные учителя чрезмерной суровостью, прямолинейностью суждений нередко подавляют интересы школьников, порождают нежелание идти в школу. Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам, замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, когда соответствует на вопросы, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних, как вести себя в сложной жизненной ситуации. А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьном режиму, считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогическое оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима - его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает или не появляется на уроки без уважительных причин. В некоторых школах ведут специальные журналы поведения учащихся, в которых директор или его заместитель по воспитательной работе регулярно фиксируют все случаи грубого нарушения учащимися порядка в школе, на улице, в общественных местах, а также воспитательные воздействия, примененных к ним, и результаты этих воздействий. Это помогает педагогам своевременно анализировать состояние дисциплины в ученическом коллективе, намечать и принимать меры по его улучшения, подробнее и полнее изучать условия жизни учащихся, ближе знакомиться с их семьями, глубже вникать во внутренний мир отдельных учащихся и таким образом выявлять недостатки воспитательной работы школы и совершенствовать ее. Такой журнал учета поведения дает возможность конкретизировать индивидуальную воспитательную работу с учащимися, склонными к нарушениям норм морали и права, способствует их профилактике. В некоторых школах вместо журнала учета поведения ведут специальную картотеку на учащихся-правонарушителей. Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных учителей и родителей скрыть случаи нарушения дисциплины, чтобы не компрометировать класс. Не реагируя на такие поступки, они воспитывают в несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе воспитание ученику начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем последний его поступок хуже предыдущих, о которых никто не вспоминал, что у него притупилось чувство ответственности, выработалась дерзость. Учитывая это, каждый случай нарушения правил поведения следует детально анализировать и давать соответствующую оценку.

В дисциплинирования учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от них аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать также его внешний вид и участие в уборке класса, дежурство в столовой, отношение к товарищам и взрослых. Систематический контроль над поведением учеников в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Такой контроль особенно нужен детям, у которых сформировались негативные привычки. Он создает условия для выработки у них положительных привычек, блокирует появление и закрепление отрицательных. Однако это не значит, что надо все время контролировать учеников, случайно нарушили правила поведения. Когда их «воспитывают» во многих инстанциях, часто напоминают о малейшие проступки, это не способствует соблюдению ими правил поведения, а побуждает к мысли, что они «Неисправимые». Контроль должен быть тактичен, чтобы ученик чувствовал уважение к себе как личности. Внешний контроль определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе действует внутренний контроль, когда определенные нормы поведения усвоены такой степени, что стали внутренними убеждениями человека, и она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Если от исполнения требований школьного режима можно уклониться, контроля со стороны педагогов или коллектива учащихся можно избежать, то от собственной совести трудно спрятаться. Поэтому в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их «Делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает».

В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет установление правильного тона и стиля в деятельности ученического коллектива. Если господствует жизнерадостное тон, в основе которого сознательная дисциплина, единство и дружба, чувство собственного достоинства каждого члена коллектива, вопросы воспитания учащихся решать легче. Действенной является профилактика конфликтных отношений и предотвращению негативных поступкам. Нарушение дисциплины и требований школьного режима чаще случаются там, где недостаточно организована деятельность учащихся. Если питомцу нечего делать на уроке или в мастерской, если не организовано его досуг, то возникает стремление чем-то заполнить свое свободное время, организовать его по-своему, не всегда разумно. К нарушениям школьного режима отдельными учениками приводит и неумение некоторых учителей работать с педагогически запущенными детьми, промахи и ошибки в работе с ними, вызванные тем, что педагоги не раскрывают мотивов их негативного поведения, знание которых дает возможность эффективно строить воспитательную работу с ними. Так, если питомец плохо обращается за отсутствия перспективы, за безразличия к своему будущему, то вся работа педагога направляется на формирование у него веры в это будущее, в возможность достичь его собственными силами. Школа много теряет в воспитании сознательной дисциплины за того, что не всегда придерживается строгой регламентации жизни и деятельности учащихся. А. Макаренко по этому поводу писал, что именно «школа должна с первого же дня поставить перед учеником твердые, неоспоримые требования общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы она знала, что можно и чего можно, что похвально и за что не похвалят». Это регламентирование определяется правами и обязанностями школьников, предусмотренными Уставом ОУ. Ученикам созданы все условия для учебы и работы в школе, поэтому каждый из них должен добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Уважение учащихся к закону заключается в сознательном соблюдении правил поведения, дисциплинированности, борьбе с нарушениями требований школьного режима, помощи педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса. Словом, ученик должен глубоко осознать, что поведение и отношение к обучению - не только его личное дело, что его обязанность как гражданина - добросовестно учиться, примерно вести себя и удерживать других от недостойных поступков.


Дисциплина - это слово, которое синонимично понятию «порядок». Правила общественного существования строятся на понимании людей дисциплины, соблюдении особых требований, норм и правовых положений.

Что такое дисциплина?

7 класс Обществознания предлагает рассмотреть термин с разных сторон, именно поэтому определений понятия несколько. Дисциплина это:

  • соблюдение определенных и установленных в обществе (группе, коллективе) правил;
  • порядок, который требовалось соблюдать в обществе: правила морали и права;
  • требования, лежащие в основе кодекса профессиональных отношений определенной организации;
  • граница, которая отделяет норму от правонарушения.

В. Даль дает свою трактовку дисциплины. Он считает понятие только воинским: порядок подчиненности одного звания другому, послушание и строгое повиновение.

Дисциплина изменяет поведение людей, вносит порядок и систему контроля над своими действиями и поступками.

Виды дисциплин

Ученые делят дисциплину на 2 большие группы: обязательная и специальная .

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • Обязательная . Такая дисциплина - свод или система правил для государственных учреждений, организаций. Их необходимо соблюдать должностным лицам, представителям власти, простым гражданам.
  • Специальная . Ее правила распространяются только в конкретном коллективе. Школа, армия, производство - накладывают на поведение людей свои специальные требования дисциплины.

Специальных дисциплин много. В школе рассматриваются часть из них.

  • Воинская дисциплина . Это правила, построенные на наибольшей строгости исполнения. Все нормы утверждены в Уставе. Законы, требования нельзя обсуждать, изменять по своему усмотрению, их просто беспрекословно выполняют. Присяга, приказ не изменяемы. Военная и государственная тайна охраняются и становятся одним из требований воинской дисциплины.
  • Трудовая дисциплина . Это правила трудовой деятельности, отношений в производственном коллективе. Здесь устанавливаются нормы рабочего времени, периоды отдыха, начало и завершение рабочего дня. Данный вид закреплен в законах о труде. Но в каждом конкретном трудовом коллективе на основании Закона разрабатываются собственные правила трудового распорядка, коллективные договоры. Правила прописываются в инструкциях разного плана.

Нарушения воинской дисциплины имеют свою систему наказаний, не сходную с трудовыми провинностями, но те и другие приводят к ущербу. Первые в рамках страны и конкретного участка армии. Вторые вызывают хозяйственные проблемы.

Классификация дисциплинированности

Общество требует от людей выполнять правила. Для чего нужна дисциплина? Философы многих веков пытались разобраться в ее сути. Их работы вызвали необходимость разделить дисциплину еще на 2 группы:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешняя дисциплина. Это контроль со стороны других людей. На примере школьной дисциплины, это требования, которые предъявляет к ученикам администрация, учителя. Такой вид претерпевает изменения. Можно сравнить школьные правила прошлого с современным состоянием дел и убедиться, что они стали проще и демократичнее. Внешняя дисциплина – это страх наказания. Ее постоянно кто-то контролирует.

Внутренняя дисциплина – другой вид. Здесь все происходит внутри человека. Он сам создает правила, сам их исполняет, сам выбирает наказание за их нарушения. Ее называют самоконтролем, самодисциплиной или сознательной.

Внутренняя дисциплина воспитывает человека, внешняя делает то же, но по-своему. В любом случае термин направлен на общество и отношения среди людей.

Что мы узнали?

Дисциплина нужна для порядка в общества. Ее отсутствие приводит к беспорядкам, катастрофам и проблемам. Виды и группы дисциплин, их сходства и различия. Как связаны между собой, в чем суть понятия и его воздействие на человека.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1016.

© 2024 toprad.ru -- Праздничный портал - Toprad